Священное Писание структурно состоит из двух частей: Ветхий завет и Новый Завет. Последний же, в свою очередь, также имеет особую структуру, называемую каноном. В него входит 4 известных Евангелия, книга Деяний, отдельные послания Апостола Павла и некоторых других учеников Иисуса Христа.
Основным критерием того, что текст является боговдохновенным и достойным войти в священный канон, является его признание со стороны Святых Отцов христианской Церкви. Библия в том виде, в котором мы ее знаем, появилась не сразу. Ее появлению предшествовала долгая и кропотливая работа лучших умов. Тексты отбирались исходя из их историчности, правдивости и полезности людям. Те же произведения, в отношении которых существовали сомнения относительно их происхождения, в этот канон, естественно, не вошли. Такой текст называют апокрифом, однако каждый из них, в свою очередь, также имеет разную ценность.
Существуют откровенно еретические произведения, к примеру, Тибетское евангелие. Другие же вполне обоснованны и являются частью Предания, однако не читаются во время проскомидии в православных храмах. Это объясняется тем, что в богослужебных целях используются только книги, входящие в канон.
Однако при этом стоит отметить, что вполне себе канонический Апокалипсис Иоанна Богослова также не используется в качестве богослужебного текста. Связано это с тем, что в число признанных книг Нового Завета это произведение вошло довольно поздно, и при этом многие Отцы Церкви относились к нему критично.
При всем при этом нельзя сказать, что апокрифы вовсе чужды православной традиции. Это совершенно не так. К примеру, текст тропаря праздника Успения Богородицы составлен с использованием данных апокрифических писаний. Да и в целом источниками церковного Предания во многом и являются апокрифы. К примеру, важнейшим праздником, отмечаемым верующими, является уже упоминаемое Успение Пресвятой Богородицы. Писание не дает вообще никакого описания этого события. Все имеющиеся насчет этого данные взяты из апокрифических источников.
Несмотря на все вышесказанное, общепризнано, что для назидания в вере православному следует читать Евангелие в рамках существующего канона, так как именно в Нем раскрыта вся полнота и сущность Божественного учения.
Отправить ответ