Гармоничная архитектура

В глобальном «обустройстве гармонии» проблему целесообразно разделить на две части.  Во-первых, дома должны быть изначально построены гармонично: то есть удачно сочетаться с соседними строениями, иметь привлекательный внешний вид, и быть удобными для жильцов или иных пользователей здания. А, во-вторых, уже построенные здания следует поддерживать в надлежащем виде. Фасад нужно периодически мыть или обновлять, а щели заделывать, чтобы внутри здания не было сырости, сохранялись тепло и комфорт.

Уж много было сказано о внешнем облике Москвы, особенно в период смены столичного градоначальника. Один из пунктов критики состоял в том, что не только объекты ЖКХ, то есть  многоквартирные здания имеют внутренние прорехи и серьезные проблемы с фасадами, но те же недостатки свойственны «одиноко стоящим» банкам, коммерческим предприятиям, офисным и прочим негосударственным зданиям, которые «украшают» город облезлыми фасадами прямо в центре Москвы. Возможно, новый столичный мэр вскоре доберется до этой проблемы (уж много их сразу навалилось), а в некоторых других городах нашей страны градоначальники системно занимаются контролем внешнего вида фасадов зданий. В первую очередь, конечно, достается владельцам строений в центральных районах города. Особенно если здания принадлежат банкам, торговым центрам и прочим коммерческим структурам.

А вот в жилом секторе нередко на первый план выносят другие проблемы. Например, иные градоначальники озабочены не столько внешним видом домов, сколько их «внутренним содержанием», а точнее, потерями «содержания», в виде улетучивающегося из щелей тепла. Дабы учесть «поименно» все потери, поздней осенью 2010 года над городом Барнаулом запустили вертолет, оснащенный тепловизорами – приборами, которые фиксируют утечки тепла. Точнее сказать, тепловизоры определяют «насколько теплый» данный объект, или щель, имеющаяся в объекте. Тепловизор отображает утечки определенной картинкой, что позволяет отличить хорошо теплоизолированные здания или тепломагистрали от «слишком теплых» с наружной стороны.

В течение нескольких дней, находясь на борту вертолета, специалисты считывали показания приборов. Результатом полетов (с дальнейшим «разбором полетов») стал учет потерь тепла в городских теплосетях и в каждом конкретном доме. А вот в Челябинске городские власти особо озадачились внешним обликом зданий.  Эксперты подчеркивают, что городской голова намерен штрафовать за неопрятный фасад владельцев офисных зданий, торговых комплексов и других строений, принадлежащих коммерческим структурам. Причем размеры штрафов, которыми пригрозили владельцам неаккуратных построек, настолько весомы, и это, по мнению властей, должно простимулировать предпринимателей к безотлагательному ремонту или очистке фасадов.

В Улан-Уде, по данным экспертов, стремление к гармонии во внешнем облике города простирается еще шире. Власти столицы Бурятии готовы штрафовать не только предпринимателей, но и владельцев частных жилых домов, имеющих неопрятный внешний вид. Градоначальник выступил с инициативой ввести паспорта собственников частных домов, где будет изложено описание внешнего облика здания, включая правила оформления фасада, цвет кровли, окон и всего остального. Правда, иные эксперты скептически относятся к инициативе городских властей. Сомневаются, возможно ли «стричь под одну гребенку» владельцев частных жилых домов. Особенно в Улан-Уде. Ведь это  не Москва, там многие частные дома на окраинах – это весьма скромные постройки, хозяева которых действительно не могут изыскать средства на новые фасады, а некоторые даже на заплаты для протекающей кровли.

А вот власти Магнитогорска пошли более демократичным путем. Мэрия объявила конкурс на изменение фасадов типовых девятиэтажек в центре города. Причем в целях экономии бюджетных средств, в конкурсе предложили участвовать студентам-архитекторам и дизайнерам, для которых разработка новых проектов, это не столько работа, требующая достойной оплаты, сколько наработка профессиональных навыков. Эксперты отмечают, что стремление к гармоничному облику городов постепенно набирает силу по всей стране. Появляются интересные наработки, позволяющие не только придать оригинальный облик зданиям, но заодно их утеплить, а также выработать единый стиль в оформлении городских кварталов. Такому подходу способствует, например, облицовка домов навесными фасадами, когда используют идентичные облицовочные материалы, имеющие оттенки, гармонирующие друг с другом. Все чаще для придания зданиям единого стиля власти инициируют «централизованное» остекление лоджий, и, конечно же, стремятся устанавливать одинаковые (либо гармонирующие друг с другом) новые окна – при проведении капитальных ремонтов соседних зданий. Тем более что на рынке имеется огромный выбор пластиковых окон различных цветов и самой разнообразной конфигурации. Кроме того, для украшения и утепления фасадов используют новые наработки: например, теплоизолирующие краски и штукатурки.

Гармоничная архитектура
Бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в последние годы его правления часто ругали за новые постройки. Очень обидно было наблюдать, как на месте исторических зданий вырастали новоделы, хотя при этом звучали обещания сохранить исторический облик зданий, и выстроить на месте ветхих строений их точные копии. Самые яркие примеры топорной имитации – гостиница «Москва» и магазин «Военторг». Негативное отношение к новоделам выражает большинство экспертов, жителей и гостей столицы, тем более что ветхость «Военторга» и гостиницы «Москва» были весьма условными. В первую очередь, там имел место крупный коммерческий интерес, под который «подогнали» все остальные аргументы.

Однако если отмотать пару десятков лет назад, — вернуться в 90-тые годы, мы вспомним Москву в плачевном состоянии: давно неремонтированные здания, типовая застройка микрорайонов, отсутствие новых архитектурных творений, на которых приятно было бы остановить взгляд. Конечно, Москва и тогда была прекрасна своей историей, да и «сталинская» застройка, бесспорно, придавала городу определенный шарм. Но совершенно новые, необычные здания стали появляться именно при «раннем Лужкове». Эксперты отмечают, что иные из них украсили город, удачно вписавшись в нишу между сталинским монументализмом и стилями дореволюционной эпохи. Хотя практически у каждого такого дома наверняка найдутся критики, считающие, что строить следовало совершенно иначе.

Как один из примеров удачного «мостика» между историей и современностью эксперты называют торговый центр «Наутилус», построенный на пересечение улицы Никольская и Театрального проезда. С одной стороны «монументально» возвышается «сталинская Лубянка» — главное задание Госбезопасности и магазин «Детский мир». По другую сторону архитектурный ансамбль Третьяковского проезда и неповторимый аристократический облик гостиницы «Метрополь». По мнению многих экспертов, архитекторам удалось «связать стили», хотя на этот счет нет единого мнения. Здание торгового центра «Наутилус» с оной стороны имитирует цветовую гамму и арки «Детского мира», а с другой стороны в оформление фасада включен орнамент, который «по-соседски» гармоничен с дизайном гостиницы «Метрополь». 

Гораздо более революционной «врезкой» в старую застройку эксперты считают здание бизнес-центра «Пульман» на улице Мясницкая. В отличие от «связанного стилями» «Наутилуса», «Пульман» скорее напоминает экстравагантную «шахматную» заплатку, «пришитую» рядом с дореволюционным зданием с колоннами и другими постройками позапрошлого века. Конечно, задача «врезать» новые здания в исторический ландшафт – не простая. Новоделы, построенные «под старину», нередко царапают глаз неудачной «исторической имитацией» так же, как гостиница «Москва» и «Военторг». Здание принципиально нового облика, вписанное с историческую застройку, должно быть очень красиво само по себе. Кроме того, по мнению экспертов, гармония с соседними строениями все равно должна присутствовать, даже если это «гармония противоположности», как в случае с «шахматным» фасадом бизнес-центра «Пульман» на улице Мясницкая.

К слову сказать, после отставки Юрия Лужкова, мэрия Москвы, как известно, стала больше прислушиваться к общественному мнению, особенно в вопросах сохранения исторического облика города. Однако столичные чиновники (по новым веяниям, они вынуждены давать весьма подробные пояснения) порой попадают в тупиковые ситуации. Дело в том, что специалистов, умеющих «исторически вписывать» новые здания в старую архитектурную застройку у нас не готовят в институтах. И даже специальностей, обучающих данному ремеслу, в архитектурно-строительных вузах вообще нет… Тогда как застройку в исторических центрах большинства мировых столиц (и других городов) курируют архитекторы, профессионально обученные такой специальности. Стоит отметить еще одно интересное (хотя не историческое) здание на Ходынском поле, имеющее в народе название «дом-ухо», и более официальное «дом-парус». На парус дом действительно чем-то похож, но, старого говоря, здание больше напоминает «лежачий парус». Дом выглядит весьма оригинально, хотя и у такой архитектуры немало критиков. Однако с «домом-парусом» не соседствуют исторические здания, а потому смотрится «дом-парус» как самостоятельное архитектурное творение.

Зарубежные достижения
Впрочем, если посмотреть на зарубежный опыт строительства неординарных зданий, стоит признать — иностранные проектировщики в полете архитектурных замыслов порой опережают российских коллег. Весьма интересен «Танцующий дом», расположенный в центре Праги, который будучи изображенным на фотографии сильно напоминает карикатуру из журнала, либо картинку, нарисованную в гротесковом стиле.  К серому зданию, «оснащенному» криво встроенными окнами, примыкает совершенно кривая стеклянная башня, за которой просматриваются искривленные балки и кривые оконные проемы. Фасад серого здания также исполосован «криво закругленными» линиями, а из стеклянной башни торчит (иначе не назовешь) кривоватая смотровая площадка, которая, в тоже время, служит просторным открытым балконом. Многие эксперты признают, что, несмотря на несуразицу отдельных элементов здания, в совокупности «кривой» дом выгладит очень гармонично, и действительно напоминает «строение в танце».

Впрочем, «кривоватые» гротесковые здания также есть в Польше и других местах. Нередко на неровных фасадных стенах расположены такие же окна – с задранными вверх углами и полукруглыми подоконниками. А в Китае есть совсем необычное здание в форме фортепиано, к которому «приставлена» стеклянная гитара. Сейчас уже мало кого удивляет один из символов Парижа – офисное здание в виде прямоугольной арки, весьма внушительных размеров. Возможно потому, что много лет его демонстрируют туристам в качестве «логического продолжения» двух исторических триумфальных арок Парижа, одна из которых расположена рядом с Лувром, а вторая – на площади Шарля де Голля. Уникален архитектурный замысел тем, что три арки выстроены в одну линию, и как будто нанизаны одна на другую (особенно если смотреть на них со стороны самой маленькой арки, расположенной возле Лувра.) Возможно, поэтому туристы не столь тщательно всматриваются в оригинальную архитектуру относительно новой самой большой арки, которая (в отличие от триумфальных арок) является крупным офисным центром.

Впрочем, есть немало домов, отдаленно напоминающих знаменитую парижскую арку. Например, здание в Мадриде, получившее название (в дословном переводе) «Наблюдательный пункт». В середине большого прямоугольного строения имеется огромный прямоугольный проем. Да и само здание не однотонное, а большими квадратами и прямоугольниками раскрашено в коричневые, красные, серые цвета. Разумеется, стены огромной полости внутри здания имеют окна, а «пол» проема – это терраса для прогулок и созерцания окрестностей. В числе оригинальных строений стоит отметить «лежачие здания» — есть, например, одно из таких в Канаде. Дом построен таким образом, что будто бы лежит на одной из стен, а венчает «лежачие стены» имитация крыши с башенкой. Понятно, что фактически функцию кровли выполняет верхняя стена, защищенная специальными кровельными покрытиями от непогоды. Однако со стороны этого не видно: кажется, будто здание положили набок.

Еще занятней смотрится дом, построенный в Польше. Его не на бок положили, а будто бы поставили с ног на голову, или, применительно к зданию – перевернули с фундамента на кровлю. Смотрится «перевертыш» очень декоративно: прямо на кровле торчат будто бы «выкорчеванные» камни фундамента. А сама аккуратная «кровля» зеленого цвета служит опорой здания. С одной стороны она надежно опирается на балку, имитирующую печную трубу, вторая опора приходится на «кровельный конек». Есть немало «инопланетных» зданий. Не менее распространены дома, напоминающие воздушные лайнеры, готовые к полету. Весьма любопытное «инопланетное» строение, есть, например, в Австрии. И, что любопытно, «большая черная медуза», имеющая в качестве окон «выпученные иллюминаторы», удачно вписана в историческую застройку города. Конечно, строение диссонирует с чинными австрийскими домами, имеющими покатую черепичную крышу, мансардные окна и другой традиционный европейский облик. И в тоже время «черная медуза» вполне гармонична вписывается в ландшафт, тем более что это музей искусств. К слову сказать, многие «лежачие» и «танцующие» строения, — это музеи, галереи и другие площадки, где оригинальное искусство представлено не только внутри помещения, но и во всем облике здания.

Подвижные здания
Впрочем, одно дело фигурально называть здание необычной формы «танцующим домом», и совсем другое — построить «отчасти подвижное» здание. Совсем недавно крупное офисное здание с подвижными стенами появилось в Австрии. Дом из стекла и бетона как бы одет в «скорлупу» из крупных светлых подвижных панелей. Они могут полностью закрывать здание, и тогда оно будет выглядеть как дом без окон. А когда панели частично приоткрываются, то за ними появляются окна. Степень раскрытости панелей, и «логика движения» могут быть самыми разнообразными. А потому здание с динамичными стенами может хоть ежедневно менять свой внешний облик. Что нередко и делает, привлекая внимание потенциальных заказчиков аналогичного архитектурного проекта. Хотя, с другой стороны, логика открытия-закрытия панелей может быть вполне целесообразной, если использовать их в качестве маркиз. То есть прикрывать панелями окна с той стороны, куда светит яркий солнечный свет. Эксперты поясняют, что панели на стенах динамичного здания движутся по вертикальным направляющим (то есть приподнимаются и опускаются). А «парадом панелей» командует электроника.

А в Дубае, известном изобилием оригинальных небоскребов, задумано другое движущееся здание, с гораздо более серьезной инженерной проработкой движений. Архитектурный замысел таков, что бы вокруг своей оси крутились все этажи здания. Этакие смотровые площадки, где не пол крутится вокруг круговой оконной панорамы, а этажи вместе с окнами. Причем каждый этаж – сам по себе. Впрочем, подвижные этажи и стены – это полдела, поскольку на рынке уже появились передвижные здания. Конечно, жилым вагончиком на колесах, трейлером, или даже машиной, оборудованной цивильным жилым блоком теперь никого не удивишь. Удивить решили небольшим домиком, которых ходит на собственных гидравлических ногах в количестве шести штук. Избушка не так давно начала прогуливаться по улицам Копенгагена. Демократичные датчане позиционируют «бродячее здание» как дом для людей, желающих жить мирной жизнью кочевников. Предполагается, что подвижными строениями могут заинтересоваться, например, цыгане.

Ходячий модуль выглядит как лежачая прямая призма с равносторонним шестиугольником в основании. Гидравлические ноги домика закреплены на нижних наклонных гранях. Три из шести «конечностей» всегда находятся на земле в качестве опоры, обеспечивая дому устойчивость. «Вторая тройка» ног меняет местоположение – то есть передвигает дом. Затем «подвижные» ноги становятся «опорными», а освободившиеся «прежде стоячие» ноги делают следующий шаг. Специалисты подчеркивают, что дом способен переступать небольшие препятствия, хотя, в целом, это, так сказать, городской «житель». Для путешествия по пересеченной местности он непригоден. Хотя, учитывая, что домик способен развивать скорость до пяти км в час, то, теоретически, «бродяга» может за несколько дней переходить из одного города в другой по достаточно ровным дорогам. Гидравлические ноги приводят в движение 12 моторов. Самое примечательное – это полная энергонезависимость дома, поскольку всю энергию он черпает из окружающей среды. Моторы подпитывают солнечные батареи и ветрогенераторы, аккуратно встроенные в модуль. Правда, внешний облик ходячего дома слишком привлекательным не назовешь. Все очень функционально, никаких излишеств. «Экономный» домик не только черпает энергию у природы, но там же запасается дождевой водой.

Размеры модуля невелики: длина – восемь метров, ширина – 2, 4 метра, высота 2,3 метра. Предполагается, что в «бродячей хижине» могут проживать четыре человека. Именно на такой состав жильцов предусмотрены спальные места. Они же превращаются в комфортные диваны, сидя на которых удобно созерцать меняющийся на окнами пейзаж. Правда, «природной» энергии хватает только на передвижение дома и некоторые другие нужды, а в качестве нагревательного прибора предусмотрена печка-буржуйка. Есть мини-кухня, биотуалет и другие самые необходимые удобства – все по минимуму. Эксперты оценивают «шагающий домик» примерно в 50000 долларов. Специалисты считают, что теоретически из подобных модулей можно создавать многокомнатное жилище, но только «безногое». Прогресс еще не продвинулся настолько далеко, чтобы по улицам разгуливали пятикомнатные «квартиры-сороконожки».

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


два × 4 =