Ковер, хорошо гармонирующий с интерьером, — это в первую очередь признак хорошего вкуса его владельца. Покупку ковра можно сравнить с приобретением галстука или запонок. Дорогой костюм, само собой, обязывает. А невзрачная одежда обретает неповторимый шарм, если ее дополнить дорогими аксессуарами. При этом яркое цветовое полотно может как связать предметы интерьера в единое целое, так и «разбросать» их в пространстве, напрочь перечеркнув былые задумки его создателя. Именно поэтому ковер подбирают в строгом соответствии с мебельными драпировками, шторами, картинами и другими аксессуарами интерьера. С течением времени ковер потерял свою функциональную значимость.
Глядя на изящные узоры персидских ковров, сложно представить, что начиналось все с мохнатой шкуры убитого зверя. Нам больше не нужен ковер, чтобы спасаться от холода. Однако в помещении, где расстелен ковер или ковровое покрытие, мы чувствуем себя более уютно и комфортно. Как ни странно, родиной ковра стала отнюдь не северная страна, а жаркая Персия, откуда ковер перебрался в Европу. Там в XVII веке с развитием мануфактур начался самый настоящий ковровый бум. Активно развивая новое для европейцев производство, французские и бельгийские мастера довольно быстро заняли лидирующие позиции в этой отрасли. Таким образом, говоря о классическом дизайне ковра, имеет смысл условно разделить это направление на два течения: восточное и европейское.
Если узор восточного ковра завораживает взгляд и притягивает к себе почти магической глубиной, то европейский рисунок прямо заявляет об имперских замашках средневековой знати. Тонкие линии, богатство красочных вплетений и смысловой подтекст персидских ковров европейцы перефразировали в пышные цветочные орнаменты, династические гербы и массивные бордюры. Современные ковры гораздо разнообразнее в своих дизайнерских решениях. Несколько лет назад в моду вошли минималистские интерьеры, и сразу же возник спрос на джутовые ковры и их имитации. Сейчас это одно из самых популярных направлений в ковровой моде. Достойную конкуренцию им составляют авангардные ковры, ковры с эко-дизайном и знаковым орнаментом.
Помимо привлекательного рисунка, ковер должен обладать хорошими эксплуатационными характеристиками. А они во многом зависят от материала и способа изготовления полотна. Если речь идет о ковре ручной работы, то существует два способа производства. Первый — тафтинг — состоит в том, что ворс при помощи специальных пистолетов набивают в основу. Затем изнанку укрепляют латексом и покрывают сверху прорезиненной или обыкновенной тканью. Второй способ — традиционный. В этом случае ворс и основу вручную плетут одновременно. Для изготовления изделия по этой технологии потребуется много времени. К тому же этот способ — самый дорогостоящий.
В качестве исходного материала для плетения ковра используют шерсть, шелковую нить, синтетику или хлопковое волокно. Все четыре материала могут быть зачислены в ряды самых-самых: так, шелк — самый дорогой, синтетика — самая дешевая и неприхотливая, хлопок — самый редкий, шерсть — самая распространенная. Особенно пристальное внимание специалисты рекомендуют обращать на качество шерстяной нити. Основное требование, которое предъявляют шерстяному волокну — волосок овцы должен быть однородным по всей длине. Когда животное голодает или болеет, его шерсть становится тонкой и ломкой. Эффект недоедания сказывается на шерсти овцы сразу, даже после одного дня неполноценного питания.
Потом шерсть может расти абсолютно нормально, но на участке, который вырос в период лишений, волос будет хрупким. А, как гласит, народная мудрость, где тонко — там и рвется. Самой стойкой и особенно мягкой нитью считают шерсть тибетских овечек. Как рассказывают очевидцы, для этих животных в Тибете созданы особенные условия проживания. Однако не каждый производитель может позволить себе использовать столь дорогую шерсть. Ее аналогом стала признанная во всем мире шерсть новозеландских животных, которые, за счет выгодного географического расположения страны, имеют возможность круглый год жевать экологически чистую зеленую травку.
Поверхности шерстяных ковров образовываются либо с помощью ворса, либо петли (букле). Впрочем, совмещение ворсовой поверхности и петли в одном изделии позволяет создавать довольно интересные эффекты. Столь же интересны и комбинации различных нитей в одном полотне, например, сочетание шерсти и шелка в классических восточных коврах.
Персидские ковры Ничто из восточной культуры так не близко сердцу европейца, как персидский ковер. Секрет их невероятной популярности кроется в вековых традициях и безупречном мастерстве создателей; все без исключения персидские ковры сотканы вручную. Искусство изготовления ковров известно в этой стране с незапамятных времен. Самые древние из известных ныне ковров были обнаружены несколько десятилетий назад в районе юго-восточной Сибири, они датируются IV веком до н. э.
После арабского завоевания персидское искусство пришло в упадок, который продолжался до начала правления династии Сафавидов (XVI век); в этот период ковроткачество достигает небывалых высот. Восхитительные узоры и цветовая гамма ковров того времени копируются до сих пор. Большинство лучших персидских ковров, которые сейчас хранятся в музеях мира, относятся именно к XVI веку. Основной чертой персидского дизайна всегда был его сложнейший символичный узор. Типичными для Ирана являются два направления в рисунке ковров: это ковры с геометрическим и криволинейным (с растительным орнаментом) узорами.
В напольных коврах больших размеров особенно часто можно увидеть центральный медальон. Другой популярный мотив — это «сосновый» или «лиственный» узор, который похож на стройный ствол дерева со слегка наклоненной кроной. Ткачи из провинции Керман иногда включали в рисунок полотна портреты именитых людей Ирана, шахов и даже европейских знаменитостей, например, Наполеона. Иранские ковры ткут мастера в различных провинциях страны; по определенным чертам орнамента опытный взгляд легко установит «родословную» полотна.
Так, например, из Табриза — столицы Азербайджана Европа получала образцы персидских и кавказских мастеров. Знамениты ковры-картины из Табриза. Распространенный мотив — это изображение известных руин мечетей и дворцов, нередко изображаются роскошные чаши и вазы, пастушечьи сцены. При создании ковров с медальонным рисунком источником вдохновения для мастеров служили старинные обложки книг, расписанные вручную. Медальоны делят на четыре группы и помещают в четыре конца ковра. Они никогда не доминируют в рисунке и подчинены общей композиции. Табризские ковры не имеют ограничений по размерам, в качестве основы в них вплетают хлопковую нить.
История исфаханских ковров началась в конце XVI века, когда персидский король Шах Аббас построил город, который должен был стать новой столицей. Огромные дворцы, мечети и новые здания нуждались в коврах. В то время была основана новая царская ковровая мастерская, разработаны новые узоры и дизайны. Медальоны исфаханских ковров напоминают драгоценные камни, вставленные в изящную оправу. Динамичные изображения битв чередуются с мифами и легендарными героями.
Материал подготовила Виталия Львова
Продолжение следует!
Отправить ответ