Паркетное дерево

Причем для особо значимых общественных или княжеских зданий деревянный настил укладывался в несколько слоев. При этом длина досок могла достигать 2 – 2,5 метров, а толщина превышала 20 – 30 мм. Подобные дощатые полы изготавливались преимущественно из мягких хвойных пород. В XVI веке в России распространилась технология настила пола из дубовых клепок, укладываемых рисунком, который и по сию пору носит название «в елочку». Клепки, как правило, крепили основание из мягкой древесины, большей частью сосны. Надежным покрытием пола считалась также плотная укладка деревянных брусков в форме кирпичей, швы между которыми заполнялись смесью извести и смолы.

Основным способом обработки поверхности деревянных полов в древности была пропитка топленым салом, щелоком или органическими красящими составами, а способом ухода – мытье и скобление с применением раствора щелочи и песка. И вплоть до конца XVI века единственным видом декорирования пола в России оставалось устройство фриза вдоль стен по периметру помещения, которое использовалось не столько для украшения, сколько для маскировки стыков и креплений досок.

До середины ХIХ века процесс производства и укладки паркетных полов предполагал исключительно ручные технологии. С развитием технологий машинной обработки древесины началась эра массового промышленного производства паркета. И если в конце XIX века в России насчитывалось чуть более десятка фабрик, выпускающих паркет, то в 1914 году паркет изготовляло уже 85 предприятий. Фабрики производили простые паркетные планки из различных пород древесины. В интерьерах жилых и общественных зданий начали преобладать однотонные полы различных видов укладки, причем наиболее широкое распространение получили укладки, не требующие дополнительных распилов планки – «палуба» и «елочка».

Тем не менее, художественные паркеты остались по-прежнему ярким способом выражения основной идеи интерьерной композиции. Классицизм и ампир постепенно сменились ретроспективизмом, эклетикой и подражанием различным образцам, что нашло свое отражение в оформлении паркета стилизованными готическими, русскими орнаментами в соединении с греческими образцами. Наступление эпохи модерна характеризовалось смещением центров симметрии паркетных композиций (или даже созданием ассиметричных рисунков), широкому использованию абстрактных орнаментальных рисунков, многообразием форм и цветов. Однако паркетные композиции новых стилей получили заметно меньшее распространение, чем классические варианты.

 

Достоинства дерева как материала для пола трудно перечесть – всегда остается риск забыть какой-то важный аспект. Но мы все-таки попробуем справиться с этой задачей. Дерево – лучший теплоизолятор. Строители говорят, что дерево согревает даже тогда, когда отопление выключено. Кроме того, теплоизоляция снижает затраты на отопление. Дерево – экологически чистый материал. Это природный стройматериал, который подарен нам от щедрот земли и постоянно возрождается в наших лесах. Дерево – заслон на пути излучений. Дерево не дает никаких вредных для организма излучений и в нем не накапливается электростатика. Дерево – это бесконечность вариантов обработки. Различные виды дерева, его плотность и свилеватость представляют бесконечность возможностей с декоративной и технической точек зрения. Широчайшие возможности сочетаемости дерева с другими стройматериалами делают его поистине универсальным.

 

 

Паркетное дерево

Материалом для паркета служат как твердые лиственничные породы дерева: дуб, ясень, так и более мягкие: береза, груша, ольха. Хвойные породы деревьев используются значительно реже, их применяют исключительно из-за цвета и текстуры. Древесина определяет не только качество и цвет паркета, но и его предназначение, технологичность и доступность. Наряду с широко распространенными породами деревьев для изготовления паркета используются и достаточно редкие цветные породы древесины: мербау, камше, бамбук и многие другие сорта со всех континентов.

 

Важнейшая качественная характеристика древесины – гигроскопичность; деревянные изделия впитывают влагу из окружающего воздуха в помещении и отдают ее воздуху при его более низкой влажности. Паркет, выполненный из дерева, будет «дышать» соответственно изменению влажности среды. Для предотвращения возможных деформаций паркетного пола материал паркета должен поддерживать определенный уровень собственной влажности (6-12%). Большинство сортов древесины выдерживают это условие. Те сорта, которые не поддерживают это требование (например, бук), дополнительно подвергаются водоотталкивающей обработке.

 

Прочность паркета оценивается плотностью древесины и ее твердостью. Самая высокая плотность у деревьев редких пород: Кумьер — 950 кг/куб.м; Мербау – 815 кг/куб.м; для сравнения плотность дуба – 690 кг/куб.м., а плотность бамбуковой древесины – 550 кг/куб.м. Необходимо заметить, что современные технологии деревообработки обработки древесины позволяют значительно увеличивать плотность древесины. Так, бамбуковые стебли после прессования многократно увеличивают прочность, а пробка из мягкого и рыхлого материала превращается в паркетное изделие.

 

Не менее значимая характеристика паркетной древесины – стабильность, ее способность противостоять изменению условий (микроклимата) окружающей среды (температуры, светового излучения, влажности) без изменения собственных свойств. Дерево, показывающее высокие результаты по твердости, может оказаться нестабильным в условиях эксплуатации и наоборот. Сочетание именно таких свойств (стабильности и высокой прочности) показывает дубовый паркет в своей многовековой истории. Выбор паркетного покрытия, в первую очередь, должен отталкиваться от тех условий, в которых он будет использоваться. От этого будет зависеть качество пола и срок его службы. Цвет паркетного дерева очень разнообразен: от белого с легкой текстурой до черного и красного с множеством оттенков. Здесь выбор потребителя мало чем ограничен.

 

 

Виды паркетов

Классический или штучный паркет производится в виде отдельных, небольших по размерам, планок (плашек, дощечек) из различных сортов твердой древесины. Паркетные планки могут иметь на продольных кромках гребни и пазы для повышения жесткости соединения между собой. Ширина паркетных планок от 30 до 90 мм, длина от 150 до 500 мм, толщина планок зависит от твердости породы древесины и колеблется от 15 до 22 мм. Практичность, экологическая чистота, долговечность определили широкую распространенность паркетных покрытий пола из массива древесины. По долговечности с полом из штучного паркета может соперничать только пол из камня. Цвет и текстура натурального дерева создает непередаваемое ощущение тепла, гамма оттенков ставят это покрытие вне конкуренции среди напольных настилов. Штучный паркет остается лидером среди декоративных половых покрытий и по настоящее время.

 

Долговечность такого паркета при его правильной эксплуатации может превышать 50 лет, заводская гарантия на качественный паркет предоставляется на срок не менее 30 лет. Различается штучный паркет по ряду параметров:  по цвету используемого дерева (светлые и темные тона древесины);  по структуре или направлению волокон древесины («радиальный» — волокна направлены вдоль паркетной планки, «тангенциальный» — волокна направлены поперек планки и «рустик» — расположение волокон неопределенно, рисунок с разводами, встречаются сучки диаметром до 5 мм); по прочности (твердости) древесины изделия.

 

«Радиальный» паркет считается более дорогим, его цвет наиболее однороден и легче подбирается по текстуре. Дешевые сорта штучного паркета не сортируются по текстуре и цвету. К таким сортам относятся паркеты класса «рустик» («рустикал»). «Рустик» с сучками не более 3 мм называется «стандартом». Европейская классификация натуральных паркетов более широка и учитывает дополнительно оттенки цветов древесины, текстуру, и характерные особенности рисунка. Повысить качественные характеристики штучного паркета из массива древесины позволяют специальные технологии.

 

Так, производятся многослойные клееные паркеты (пронто-паркет), прочность которых значительно превышает прочность классического паркета. Эти изделия состоят из нескольких слоев разнородной древесины, упрочненной прессованием по сложной и длительной по времени технологии. Дополнительная обработка поверхности паркета (шлифовка, многослойное лакирование) в заводских условиях позволяют увеличить срок его эксплуатации в два и более раз. Однако, стоимость производства таких паркетов еще очень высока, из-за чего они не находят пока широкого распространения. На рынке классический паркет представлен многими фирмами-производителями, российскими и зарубежными. Следует отметить, что все качественные отечественные паркеты изготавливаются на импортном оборудовании, более совершенном и технологичном.

 

 

Наборный (мозаичный) паркет

Наборный паркет представляет собой щит (сборку) из нескольких паркетин прямоугольной или иной формы (мозаики), склеенных с лицевой стороны плотной защитной бумагой. Обратной нижней стороной наборный щит крепится к основанию пола. Общий рисунок выложенного паркетного пола составляется из рисунков отдельных наборных щитов. Размеры щитов различны, и подбор паркета заключается в расчете необходимого количества щитов заданного размера для площади пола конкретного помещения. Отбор наборного паркета производится, также, и по цвету и оттенкам древесины на сборках для поддержания цвета общего рисунка пола. Настилка наборного паркета выполняется, как правило, по жесткому основанию на мастике или клее. Требования к черновому полу и способам укладки не отличаются от укладки штучного паркетной доски или щитового паркета. После высыхания мастики с наборного паркета снимается защитная бумага, и паркет подвергается окончательной отделке.

 

Художественный паркет

Художественный паркет изготавливается по заказу, на основе индивидуальных проектов или эскизов, или выбирается из вариантов, предлагаемых изготовителем. Формы и конструкции такого паркета различны. По форме он может быть прямоугольным, круглым, в форме геометрических фигур, розеток, элементов обрамления пола. По конструкции паркет бывает цельным, вырезанным из однородного дерева, наборными из нескольких однотипных элементов или элементов различных пород древесины, склеенным из двух и более слоев дерева. Возможны конструкции из натурального дерева и имитаций дерева. Существуют типовые проектные решения (модули) у производителей паркетов, на основе которых дизайнер (потребитель) может собирать художественные полы. Модули представляют собой наборные панели из повторяющихся сложных фигурных элементов, изготовленных на высокоточном оборудовании с применением специальных технологий (лазерная, холодной торцевой склейки и т.п.). Укладка художественного паркета требует особого профессионального мастерства паркетчика (резчика по дереву).

 

Шлифование паркета

Паркет шлифуют и заново покрывают лаком в среднем раз в пять лет (частота зависит от интенсивности эксплуатации). Не стоит дожидаться, пока лак протрется до древесины, так как оголенные участки дерева темнеют, начинают гнить. Небольшие дефекты можно зачистить шкуркой, зашпаклевать и покрыть лаком, правда, отремонтированные участки будут отличаться по цвету от старого паркета — лучше обновить лаковое покрытие полностью. Удаляют старый лак профессиональными ленточными, а окончательно обрабатывают поверхность угловыми (для труднодоступных мест под радиатором, в углах) и плоскими шлифмашинами — делать это вручную долго и тяжело.

Кроме шлифмашин существуют фрезеры для снятия лака. Принципиальное отличие: прибор оснащен металлическими ножами (фрезами), удаляющими лак с верхним слоем дерева. Поэтому после обработки поверхности фрезером все равно требуется шлифовка. К тому же профессиональный фрезер стоит достаточно дорого.
У вас есть выбор: реставрировать паркет самому или доверить работу мастерам-паркетчикам. В том и другом случае все расходные материалы (шлифовальная шкурка, шпаклевка, лак) приобретаются отдельно. Плинтусы перед шлифованием лучше снять, чтобы шлифмашина могла подойти вплотную к стенам и удалить старый лак без остатка.

 

Шпаклевание паркета

После шлифования царапины и сколы заделывают специальной шпаклевкой под цвет древесины и зачищают отремонтированные участки пола шкуркой. Лак наносят после окончательного высыхания шпаклевки (1—5 часов). Специализированные шпатлевки для дерева (шпаклевки) изготавливают на водной основе (акриловые) или на основе нитрорастворителей. Шпатлевки на водной основе практически не имеют запаха, быстро сохнут, но уступают шпатлевкам второго типа по прочности. Шпатлевку наносят очень тонким слоем (не больше 1 мм). При необходимости можно нанести еще один, но только после полного высыхания первого.Шпатлевки и лаки на водной основе не рекомендуется использовать для некоторых твердых пород дерева (дуб, каштан, кедр и т.д.), так как на лаковом покрытии могут проступить синевато-белесые пятна.

Альтернатива шпатлевкам — специальные воски для реставрации паркета: не дают усадки, полупрозрачные. Кроме того, с восками нельзя сочетать полиуретановые лаки, иначе отслоится лаковое покрытие. Паркет покрывают специальными паркетными лаками повышенной износоустойчивости на водной основе (акриловые) или на основе искусственных растворителей (полиуретановые, алкидные). Как правило, водные лаки быстрее сохнут, не имеют запаха, не изменяют цвета древесины и разбавляются обычной водой

 

 

Виды паркетных лаков

По данным специалистов, в последние годы на рынке стали широко применяться паркетные лаки на основе водных дисперсий акриловых и акрилуретановых полимеров. Эти лаки не содержат органических растворителей и в то же время по своим свойствам не только не уступают органоразбавляемым лакам, но и превосходят многие из них по износостойкости покрытий и устойчивости к моющим средствам. Отсутствие запаха и органических растворителей позволяет использовать водные лаки в больницах, детских учреждениях и других местах скопления людей.

Учитывая специфику водных материалов, при лакировке полов с уже имеющимся покрытием особое внимание следует уделить подготовке поверхности. В данном случае пол должен быть тщательно очищен от загрязнений, жира и воска и отшлифован до получения матового покрытия. Пыль от шлифовки нужно удалить пылесосом и вытереть пол влажной тканью без ворса.

Если старое покрытие сильно изношено, то пол шлифуется до чистой древесины, и далее все операции проводятся по аналогии с работой по отделке нового паркета.
В связи с тем, что нанесение водных лаков на древесину может сопровождаться поднятием ворса, целесообразно после шлифования древесины слегка увлажнить ее и после высыхания вновь отшлифовать. На подготовленную таким образом поверхность паркетных полов наносят водоразбавляемую грунтовку. Грунтовка по сравнению с лаком имеет более высокие сухой остаток и вязкость, поэтому при нанесении на пол она хорошо заполняет микротрещины в паркете и склеивает ворс. Грунтовку наливают на пол и широким стальным шпателем равномерно распределяют по всей поверхности. Делать это следует быстро, чтобы грунтовка равномерно впиталась в древесину.

Слой грунтовки очень быстро высыхает (30–60 мин), что ускоряет весь процесс лакирования. Кроме того, новое поколение грунтовок на акрилуретановой основе предотвращают потемнение дубового паркета, в то время как водоразбавляемые лаки (особенно «старый» ассортимент) при взаимодействии с дубильными экстрактами придают полу неприятный темный оттенок.

После высыхания первого слоя грунтовку шлифуют мелкой шкуркой, а затем металлическим шпателем наносят еще 1–2 слоя с интервалом 20–40 мин. После высыхания последнего слоя грунтовки можно приступать к нанесению лака. Перед применением лак тщательно перемешивают (особенно если он содержит матирующую добавку) и дают постоять около 10 мин для удаления пузырьков воздуха. При необходимости лак можно разбавить питьевой водой, но не более чем на 5%.

Лак наносят широкой кистью с густым мягким волосом или малярным валиком по направлению текстуры древесины или света от окна, не нажимая сильно на инструмент. Валик перед использованием следует промыть водой для удаления пыли и ворса. При нанесении лака следует избегать видимых мест соединений и закруглений.
Лаковое покрытие высыхает за 2 ч. Однако подвергать лакированные полы нагрузке рекомендуется после 3–5 суток выдержки при температуре +15–25С. Полное высыхание лака происходит через 1–2 недели. Низкая температура и высокая влажность замедляют высыхание покрытия и удлиняют время выдержки. Для получения высококачественного покрытия лакирование проводят в 2–3 слоя.

Органоразбавляемые лаки
В числе традиционных лаков для отделки паркетных и деревянных полов могут быть названы: алкидные, алкидно-уретановые, эпоксидные, алкидно-карбамидные лаки.
Алкидные лаки дешевы, легко ремонтируются, входящие в их состав растворители не очень токсичны. Однако алкидные лаки достаточно долго высыхают (около 48 ч), покрытия на их основе имеют не очень высокую износостойкость. Альтернативой алкидным лакам являются алкидно-уретановые лаки (уралкиды), представляющие собой растворы алкидных смол с уретановыми группами в органических растворителях. Уралкидные лаки высыхают быстрее алкидных (время выдержки до нанесения последующего слоя лака составляет 6–12 ч) и обладают значительно более высокой износостойкостью.

Лаки кислотного отверждения
В состав лаков кислотного отверждения (их еще называют каталитными) входят смесь алкидной и аминоформальдегидной смол, растворители и различные добавки для улучшения растекаемости. Лаки кислотного отверждения двухупаковочные: вторая упаковка — кислотный отвердитель (раствор сильных органических или неорганических кислот в органическом растворителе). Рабочий состав — смесь лака с отвердителем (обычно их соотношение составляет 10/1) — готовится непосредственно перед нанесением. Смесь следует тщательно перемешать и оставить на 15–20 мин для удаления пузырьков воздуха.

Идеальные условия для лакирования: влажность воздуха — не выше 50%, влажность древесины — не более 10%, температура воздуха в помещении — выше +18С.
При работе новые отшлифованные поверхности следует обработать 2 раза нитролаком с промежуточной шлифовкой, а затем нанести лак в 2–3 слоя кистью, широким металлическим или войлочным шпателем. Время высыхания покрытия составляет 1–2 ч, отверждение многослойного покрытия протекает 1–2 суток, в течение которых не рекомендуется находиться в помещении, так как именно в это время наблюдается максимальное испарение растворителей и выделение формальдегида из покрытия. Отверждение ускоряется при хорошем воздухообмене в помещении. Полное отверждение наступает примерно через две недели, когда покрытие приобретает максимальную износостойкость.

 

Лакировка паркета

Лак наносится минимум в три слоя. Чем больше слоев, тем прочнее покрытие. После высыхания каждого слоя (кроме заключительного) для лучшего сцепления последующих вручную зачищают неровности. Сначала кистью проходят все труднодоступные места, около стен, в углах, а затем наносят лак на поверхность велюровым валиком, желательно вдоль древесных волокон.  Следует иметь в виду, что при окраске паркета лаками кислотного отверждения требуется обеспечивать хорошую вентиляцию воздуха в помещении, а также по возможности применять средства защиты дыхания.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


шесть + 18 =