Процесс оклейки

История обоев насчитывает более трех тысячелетий. Конечно, три века, назад ни о какой бумаге не могло быть и речи, тем не менее, первые обои (если не считать шкур) были тканными. Большинство ученых сходится во мнении, что родиной первых тканных обоев были Вавилон и Ассирия. На протяжении более двух тысяч лет (с 1000-го года до н. э. по 1100 года н. э.) производство тканных обоев на территории стран современной Европы не претерпевало особых изменений. На этом временном этапе обои не отличались оригинальностью рисунка, а цвета на изделиях вовсе отсутствовали.

Обои

Все изменилось к началу XII века. Помимо различных цветовых решений, на обоях появились сюжетные «картины», изображающие те или иные события, происшедшие в мире, а также изображения людей, животных и растений, да и в производстве самих обоев стали применять не только ткань. Дело в том, что параллельно с европейским производством обоев развивалось китайское производство этого материала, которое появилось в Поднебесной в начале II века н. э. Китайские обои по своему внешнему виду походили на современные больше, чем «выходцы» из Вавилона и Ассирии, так как изготавливались из рисовой бумаги.

Обои

До VI века китайцы считались монополистами в производстве этого настенного покрытия, но в VI веке японцы завладели «секретом» изготовления бумажных обоев, а в VIII веке о «секрете» знали уже в Европе. Век спустя обладателем «секрета» стала Россия. Так в XII веке в Европе начинает набирать обороты производство тканных и бумажных обоев. XIII и XIV века не внесли существенных изменений в производство настенных покрытий, но в XV веке было решено не ткать рисунок, подобно ковровому, а наносить его на уже произведенное полотно.

В наши дни существует огромное количество видов и типов обоев. Эти настенные покрытия могут быть и бумажными, и «металлическими», и виниловыми, и текстильными, и проч. Несмотря на множество разновидностей обоев, пальма первенства принадлежит бумажным обоям. Объясняется это просто:

  • во-первых, этот тип обоев сравнительно недорогой, а, следовательно, доступный всем слоям населения;
  • во-вторых, для оклейки стен бумажными обоями не обязательно обращаться к помощи специалистов;
  • в-третьих, бумажными обоями можно оклеивать любые помещения, влажность воздуха которых не превышает норму 40–60%.

Такие обои пропускают воздух, повышают звукопоглощение и немного снижают теплопроводность стен. Справедливости ради надо отметить, что этот тип обоев впитывает запахи, отличается малой прочностью и минимальной износостойкостью, к тому же бумажные обои подвержены выгоранию под воздействием солнечных лучей. Бумажные обои бывают гладкими, рельефными, однотонными, содержащими рисунок, а также под дальнейшее окрашивание (структурные).

Все бумажные обои подразделяются на два вида: симплекс и дуплекс. Симплекс — это бумажные обои, имеющие один слой бумаги. Этот тип настенного покрытия является самым дешевым. Существует и двухслойный симплекс, который печатается на более плотной бумаге, содержащей два слоя. Эти слои не склеиваются при изготовлении обоев, а рисунок печатается сразу на двухслойной бумаге.

Дуплекс состоит из двух слоев бумаги, склеенных между собой в процессе производства материала. Рисунок печатается на верхнем слое настенного покрытия. Дуплексные обои, в отличие от симплексных, обладают повышенной влагостойкостью. Они более устойчивы к солнечным лучам и «положительно относятся» к влажным протираниям.

Процесс оклейки
Подготовка материалов включает обрезку кромок обоев, определение однородности цвета и рисунка в рулонах, разрезку на полотнища, их разравнивание.
Перед оклейкой все рулоны необходимо внимательно просмотреть и подобрать по оттенку. Однотонные рулоны комплектуют для оклейки одной комнаты или нескольких стен. Обои, отличающиеся по оттенку, могут быть использованы для оклейки стены с окнами, которые либо находятся в других условиях освещения, либо частично закрываются гардинами и шторами, а также других мест с плохим освещением или закрытых коврами, стенками-секциями. Бракованные куски обоев могут понадобиться для оклейки стен под оконными проемами, за батареями.

Обои

При раскраивании рулона следует подогнать рисунок одного куска к рисунку другого и нарезать полотнища по размеру. Их длина должна быть равна высоте стены от низа карниза или фриза до плинтуса с запасом в 10 см при обоях с мелким рисунком и до 25 см при обоях с крупным рисунком, так как в последнем случае при подгонке рисунка может быть больше отходов. Этот запас необходим, если имеется разница в высоте помещения в различных концах стены за счет негоризонтальности пола или потолка. Излишек после наклейки отрезают на плинтусе, а вверху перекрывают бордюром или фризом.

В ряде случаев бумажные обои имеют боковые кромки шириной 1–1,5 см. В плотных обоях, которые клеются впритык, кромку следует обрезать с двух сторон, а в тонких, наклеиваемых внахлестку, обрезается только та сторона, которая будет перекрывать шов, причем у обоев, предназначенных для наклеивания на правую от окна сторону, кромку обрезают с правой стороны, у остальных — с левой.

Обрезают кромку точно по обозначенной линии. Удобнее всего делать это, сидя на стуле. Положив рулон на колени, обрезают кромку, сматывая обои снова в рулон. Когда режут левую кромку, рулон перематывают, чтобы было удобнее работать. Необходимую длину полотнища отрезают по линии, заранее начерченной карандашом с помощью угольника. Отрезая полотнище, необходимо следить за совмещением рисунков, при этом, учитывая, что часть материала при раскрое неизбежно уйдет в отходы. Оставшиеся короткие куски обоев надо сохранить. Они пригодятся для оклейки небольших поверхностей под и над окнами, над дверями и для последующего ремонта обоев.

Наносят вертикальную линию при наклеивании первого полотнища для того, чтобы все последующие полотнища были наклеены строго вертикально, что очень важно для сохранения рисунка. Наносить эту линию можно не только в углах помещения, но и в других местах стены. Первая вертикальная линия наносится на расстоянии от угла, равном ширине полотнища с заходом его на следующую стену на 10–15 см. Отбивают эту линию отвесом со шнуром, натертым мелом.

Отводка стен заключается в том, что по линии верхней отбивки, а также в углах и у плинтусов для прочного приклеивания полотнищ стену промазывают клеевым составом полосой 10 см. В этом случае при промазывании верхнего полотнища клейстер не затечет под кромку нижележащего. Клей наносят кистью (маховой, макловицей или флейцем) по длине полотнища, равномерно распределяя его по поверхности. Сначала проводят полосу посередине, затем смазывают удаленную сторону полотнища и, наконец, край, который ближе к работающему. Необходимо следить, чтобы клей не попадал на лицевую сторону и чтобы не было пропусков. Края обоев должны быть смазаны особенно тщательно, иначе они будут отставать в местах стыков.

Тонкие обои намазывают один раз холодным клеем (клейстером), плотные — два раза теплым. Полотнища плотных обоев, смазанные клеем, вначале размокают, становятся волнистыми и сворачиваются на краях. Это свидетельствует о том, что они еще не готовы для приклеивания на поверхность. Наклеивать можно только тогда, когда полотнище станет совершенно ровным.

Тонкие обои промазывают маховой кистью один раз жидким клеем, распределяя его ровным слоем от середины к краям и снимая сгустки и другие мельчайшие инородные частицы. Наклеивают их сразу же после промазывания клеем. Когда работает один человек, поступают таким образом. Берут намазанное полотнище двумя руками. Сначала большим и указательным пальцами складывают полотнище на 1 две трети и подхватывают остальными пальцами с лицевой стороны подвернутой части. Полотнище поднимают и переносят к стене. По отмеченной линии прикладывают верхнюю кромку к линии верхней отбивки, выравнивают край (первое полотнище наклеивают по линии отвеса — строго вертикально). После того как полотнище сверху приклеено к стене, большой мягкой щеткой или чистой тряпкой разглаживают его от центра к краям, следя за тем, чтобы оно было хорошо приклеено по всей поверхности.

Клеить все же удобнее вдвоем, особенно когда наклеивают обои с узором, который необходимо подгонять. Один смазывает полотнище клеем, складывает его, берет двумя руками и подает другому, который стоит на стремянке или подмостях (столе) и берет за один конец полотно, распускает его и прикладывает к стене, начиная с верхнего конца, кромкой к линии верхней отбивки. Находящийся внизу равномерно натягивает полотно в нижней части и боковой частью прикладывает к вертикальной линии. Следующее полотнище приклеивают, подгоняя рисунок обоев к предыдущему.

Обои светлых тонов нужно разглаживать, подкладывая под щетку или тряпку лист бумаги. Если на краю полотнища выступает клей, его необходимо сразу убрать влажной поролоновой губкой. Проводить щеткой по клею, выступившему из швов, не рекомендуется, так как это может испачкать или повредить лицевую поверхность обоев. Случайные пятна от клея на поверхности обоев также следует немедленно удалять губкой.

Бумажные обои наклеивают с нахлесткой кромок в направлении окна так, чтобы верхний край обоев лежал точно вдоль отбитой ранее линии, а обрезанная кромка перекрывала необрезанную кромку предыдущего полотнища. Очень важно при этом проследить за совмещением рисунка. Если по каким-то причинам рисунок не совмещается, полотнище можно надвинуть на предыдущее до полного совмещения.

Обои

Когда наклеивание идет в углу помещения, последнее полотнище следует примерить и разрезать вдоль таким образом, чтобы оно перекрывало угол помещения на 3–4 см. Чтобы на обоях не появились складки, часть полотнища, перекрывающую угол, перед приклеиванием надрезают в нескольких местах. Следующее полотнище наклеивают от угла, ориентируясь на линии верхней отбивки и вертикальную.

Выключатели и розетки при наклейке обоев можно и не снимать, достаточно отключить напряжение (вывернуть пробки или выключить автоматические выключатели) и снять крышки. Полотно, не намазанное клеем, совмещают с рисунком ранее наклеенного полотна, отмечают на нем центр расположения розетки или выключателя и делают крестообразный надрез через этот центр. Надрез даст возможность качественно наклеить полотнище.

Если по стенам, оклеиваемым обоями, проходят трубы, то их либо красят в тон основного цвета обоев, либо оклеивают обоями. Предварительно трубы окрашивают с целью защиты от коррозии. Затем оклеивают двумя слоями бумаги таким образом, чтобы ее кромки приклеивались к стене по обеим сторонам трубы на ширину 15–20 мм. Сухое полотнище обоев прикладывают к ранее наклеенному для совмещения рисунка, вырезают из него полосу и оклеивают трубу.

После приклеивания и сушки обоев излишки у карнизов и плинтусов обрезают и приступают к наклейке бордюра. Бордюр прикрывает неровные верхние кромки обоев. Если ранее отбитая горизонтальная линия (линия отбивки) заклеена обоями, необходимо нанести новую с помощью линейки и карандаша и по ней приклеить куски бордюра длиной до 2 м. Чтобы бордюр лучше держался, можно до наклейки промазать клейстером всю «дорожку», к которой он будет приклеиваться, дать просохнуть минут 30 и приступить к наклейке точно по намеченной линии. Высыхать обои должны медленно, поэтому в оклеиваемом помещении нельзя допускать сквозняки и обогревать его с помощью электроприборов.

Обои

Дыру или оборванное место на обоях можно заделать заплатой. Для этого берут кусок размером несколько больше заделываемого места и очень тщательно подгоняют рисунок. На краях заплаты делают зубчатые надрезы. Зубчатые края лучше сливаются с общим фоном обоев, и, когда клей высохнет, она будет почти незаметна.
Поврежденный участок можно заменить вставкой. Делают это следующим образом. Берут лоскут таких же обоев, но размерами, превышающими размеры вставки, прикладывают на поврежденный участок, тщательно совместив рисунок, и, закрепив по краям самоклеящейся лентой, при помощи острого ножа или бритвы вырезают вставку. После этого удаляют поврежденный участок и вклеивают вставку.

Обои

Нередко практикуется оклейка обоями и потолков. Для этого, как правило, используются белые глянцевые или матовые обои. Иногда же в больших комнатах потолок оклеивают теми же обоями, что и стены. В помещениях высотой более 3 м часто при наклейке обоев оставляют фриз шириной 20–30 см. В этом случае обои на потолке также наклеивают с переходом на стену, для этого запас должен быть соответственно 50–70 см. Затем на стене отбивают горизонтальную линию верха таким образом, чтобы полотнища обоев стены перекрывали обои фриза.Оклейка светлыми обоями требует большой аккуратности и тщательности. Руки работающих должны быть все время чистыми.   

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*


два × пять =